Александр Роднянский:
✍ Есть какая-то трагическая закономерность в том, что именно сейчас уходят «последние могикане» великого позднесоветского кино.
⠀
Как в первых строках тыняновского Вазир-Мухтара:
«На очень холодной площади в декабре месяце тысяча восемьсот двадцать пятого года перестали существовать люди двадцатых годов с их прыгающей походкой. Время вдруг переломилось; раздался хруст костей у Михайловского манежа…».
⠀
В наше время все случилось тоже зимой. 24 февраля.
⠀
И как-то быстро засобирались уходить люди с прямыми спинами.
⠀
После всех их боев с советской цензурой, всех изматывающих дискуссий с партийным руководством, всех надежд перестройки, после испытания «диким рынком» 90-х и победившим мещанством «нулевых», после борьбы за каждый кадр, каждую строчку диалогов в своих фильмах они не вместились в это время.
⠀
Время пошлейшего «патриотизма», тысяч «швондеров» и миллионов «шариковых», время циничных жуликов, остервенелых конспирологов и зарвавшихся «геополитиков».
⠀
Сначала ушел Николай Досталь, считавший самым важным сохранять достоинство, человеческое и творческое.
⠀
«Облако-рай», «Коля — перекати поле», «Штрафбат», «Завещание Ленина», «Раскол»,
«Монах и бес» говорили с россиянами о прошлом и настоящем, о том, как опасно беспамятство…
⠀
Но его не услышали.
⠀
А вчера ушел Вадим Абдрашитов. Режиссер, особо важный лично для меня. И нескольких поколений жителей исчезнувшей страны.
⠀
За билетами на его фильмы я стоял в долгих очередях у маленьких кинотеатров, все они непросто пробивались через цензуру, через запреты и отторжение советских «управдомов».
⠀
Его фильмы жестко и прямо предупреждали об опасности всеобщего конформизма, говорили о социальных пороках и ещё больше - о человеческих, о том, что скрывает коллективное бессознательное, анализировали крах сложнейшей политической системы, построенной на понимании человеческих пороков и слабостей и коррупции власти.
⠀
«Поворот», «Слово для защиты», «Охота на лис», «Плюмбум…», «Остановился поезд», «Парад планет», «Время танцора», «Армавир», «Магнитные бури».
⠀
Какая мощь в этих фильмах, какая энергия, какой слепок времени, какое предчувствие будущего.
⠀
Светлая память.